Горячая линия: 8 800 555-222-9 (Звонок по России бесплатный)
Кононова И.Н, Обоскалова Т.А, Глухов Е.Ю, Иванова И.П, Кузнецова Ю.Н, Сысоев Д.А. Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета УГМА. Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии, г. Екатеринбург
Актуальность: Вульва, несмотря на возможность тщательной визуализации, является недостаточно изученной и в определённой степени загадочной частью женского организма. Врачи не всегда имеют целостное представление о физиологических и патологических процессах в этой зоне, поэтому являются актуальными уточнение этиопатогенеза данной патологии и выбор патогенетически обоснованной терапии заболеваний вульвы и влагалища.
Цель: Оптимизация диагностики и терапии заболеваний вульвы и влагалища.
Материалы и методы: Проведено обследование и лечение 446 пациенток. Из них 330 женщин в возрасте 41 – 60 лет с диагнозом «Атрофическая дистрофия вульвы» вошли в 1 группу, 114 пациенток в возрасте 18 – 44 года с кондиломатозом вульвы и влагалища вошли во 2 группу. В группу контроля включены 30 относительно здоровых пациенток.
Всем пациенткам выполнен необходимый диагностический стандарт: изучение анамнеза, осмотр в зеркалах и бимануально, лабораторное обследование: гормональный статус, цитологическое исследование мазков до и после лечения, вагиноскопия, гистологическое исследование биоптатов пораженной вульвы, обследование содержимого влагалища и цервикального канала на вирусные, бактериальные, протозойные агенты методом ПЦР, микробиологическое исследование с определением чувствительности к антибиотикам.
Результаты и обсуждение: При обследовании выявлены наиболее значимые факторы риска возникновения патологии вульвы и влагалища. В их число вошли: ранний сексуальный дебют (48,4% в 1 группе, и 13,3% пациенток в группе контроля), большое количество (больше 10) половых партнеров в анамнезе (28,8% в 1 группе и 16,6% женщин в группе контроля), частые простудные заболевания (48,4% в 1 группе и 16,6% женщин в группе контроля). При обследовании углеводного обмена обнаружены нарушения в виде повышения толерантности к глюкозе у 76 пациенток 1-й группы (23%), в группе контроля данные нарушения выявлены не были, гипоэстрогения в 1-й группе отмечалась у 261 пациентки (79%), в группе контроля – у 5 пациенток (16,7%).
Результаты комплексной микробиологической оценки состояния микроэкологии влагалища у обследованных женщин показали наличие вирусной инфекции у 318 человек 1-й группы, что составило 96,4%. Из них обнаружен вирус папилломы человека 6,11 тип – 28 человек (8,5%), 6,18 тип – 95 пациенток (28,8%), 31,33 тип – 29 женщин (8,8%), вирус герпеса 2 типа - 147 пациенток (44,5%), цитомегаловирусная инфекция у 19 пациенток (5,8%). У 32 (28,1 %) пациенток 2-й группы были выявлены онкогенные типы (16,18) вируса папилломы человека. В группе контроля вирусные инфекции выявлены в значимо
меньшем количестве (у 8 пациенток), что составило 26,7% случаев. У 134 пациенток 1-й группы (40,6%) выявлено сочетание вирусной инфекции с условно патогенной микрофлорой, гарднерелла, у 80 женщин 1-й группы (24,2%) выявлен кандидоз. Хламидийная инфекция в половых путях выявлена у 29,9% пациенток 1-й группы и 13,3% женщин группы контроля. Уреаплазменная и микоплазменная инфекция встретились у 34,8% и у 16,6% женщин 1-й и контрольной групп.
Клинические проявления пациенток с кондиломатозом вульвы были различными по локализации, по площади поражения от 1 до 10 см, по разновидности: высыпания в виде отдельных папул, в виде цветной капусты. Учитывая полученные результаты, пациенткам
проведена патогенетически обоснованная терапия и разработан алгоритм обследования и лечения женщин с патологией вульвы и влагалища.
Учитывая роль вирусно-бактериальной инфекции в генезе заболеваний вульвы и влагалища, на 1 этапе пациенткам проводилась дифференцированная противовирусная и антибактериальная терапия с последующим восстановлением микробиоценоза влагалища, коррекция иммунитета и коррекция эндокринного статуса.
На 2 этапе проводилось лечение кондиломатоза вульвы и/или путем деструкции разрастаний факелом аргоновой плазмы и иссечения высокочастотным электрическим током в режиме радиоволны аппаратом ФОТЕК ЕА141. Выбор метода деструкции и режима зависел от клинических проявлений заболевания.
Для ускорения заживления местно наносился гель панавир (3 раза в день) или гель панавир-инлайт до полной эпителизации. Деструктивные методы проводились под местной инфильтрационной анестезией лидокаином или ультракаином. Для ускорения
заживления проводилась реабилитация депантенолом и восстановление микрофлоры влагалища (экофемин, вагилак, вагинорм).
3 этап включал в себя динамическое наблюдение на специализированном приёме 1 раз в 6 месяцев: осмотр, вульвоскопия, расширенная кольпоскопия, цитология, прицельная биопсия по показаниям, коррекция микробиоценоза влагалища.
Вывод: Разнообразие патологии вульвы требует дифференцированного подхода к терапии. При всех видах патологии присутствуют вирусные и бактериальные инфекционные агенты, частота ВПЧ составляет 22 - 97%. Противовирусная и антибактериальная терапия должна идти параллельно деструктивным или хирургическим методам лечения.
ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ
Вы можете задать вопрос в специальном разделе сайта панавир и получить развернутый ответ специалиста
Смотреть вопросы и ответы
Для врачей
Для пациентов
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ