Горячая линия: 8 800 555-222-9 (Звонок по России бесплатный)
Меркулова Л.Ю, Коробейникова Э.А, Файзуллина Ф.М, Гнеушева М.М. Кафедра дерматовенерологии ИГМА; Республиканский КВД, г. Ижевск
Папилломавирусная инфекция (ПВИ) является одной из распространенных инфекций, передаваемых половым путем, которой инфицирована большая часть сексуально активного населения планеты. По данным ВОЗ ежегодно в мире диагностируется 2,5-3 миллиона новых случаев ПВИ. Этот вирус имеется у 30,4% пациентов общей популяции, и у 44,3% пациенток, обращающихся в гинекологическую клинику [6].
При генитальной ПВИ возможно образование папиллом и кондилом кожи и слизистых оболочек, развитие дисплазии тяжелой степени, что в конечном итоге может привести к раку шейки матки [5,4]. 93,5% биоптатов взятых у пациенток с раком шейки матки содержат вирус папилломы человека (ВПЧ), т.к он обладает продуктивным и трансформирующим потенциалом [9,10].
По данным литературы, пик заболеваемости ПВИ в популяции приходится на возраст 20-25 лет и снижается после 30 лет. В этом возрасте существенно увеличивается частота дисплазий и рака шейки матки, пик которого приходится на 45-55 лет [12].
Нами проведен анализ 55 амбулаторных карт больных, проходивших обследование и лечение в 2009 году в урологических кабинетах Удмуртского РКВД и женской консультации МУЗ ГБ № 3 г. Ижевска по поводу генитальной папилломавирусной инфекции.
Возраст пациентов варьировал от 17 до 39 лет, пик заболеваемости пришелся на возрастной промежуток 18-23 года. Как известно, развитие ПВИ напрямую зависит от раннего начала половой жизни, количества сексуальных партнеров [8,11]. По нашим данным 24% пациентов вели беспорядочную половую жизнь, 40% состояли в браке, но допускали случайные половые связи, 36% имели постоянного полового партнера. Как моноинфекция ПВИ наблюдалась у 53% больных, у 28% сочеталась с уреаплазменной, у 15% - с уреаплазменной и микоплазменной, у 4% - с хламидийной инфекцией.
По данным литературы, также отмечается частое сочетание ПВИ с инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП) [1,7]. При поступлении больные предъявляли жалобы на выделения из половых путей (26%), боли внизу живота (13%), дизурию (7%), зуд и жжение в области половых органов (7%), что может быть косвенным признаками наличия у пациентов вирусных вагинитов, цервицитов, нередко сочетающихся с другими ИППП.
Генитальная ПВИ может встречаться в виде клинической (экзофитной), субклинической и латентной форм. По нашим данным, больных с экзофитными проявлениями, которых мы условно выделили в 1-ю группу, было 40 человек (20 мужчин и 20 женщин). Во 2-ю группу вошли 15 женщин с субклиническими и латентными формами.
В 1-ой группе, как у мужчин, так и у женщин, проявления имели классический вид и были представлены в виде множественных фиброэпителиальных образований с тонкой ножкой или широким основанием в виде папул, папиллом, в форме «цветной капусты», «петушиного гребня». Количество папилломатозных образований варьировало от 5-7 до нескольких десятков, размером от 5 до 20 мм. У женщин высыпания локализовались в анальной области (n=7), вульвы (n=7), влагалища и вульвы (n=6). У мужчин локализация была соответственно - на головке полового члена и венечной борозде (n=8), уздечке (n=6), внутреннем листке крайней плоти и головке (n=6), что совпадает с данными Дубенского В.В [3].
Следует отметить, что диагностика латентных форм ПВИ представляет определенные трудности, при которой, несмотря на наличие вируса папилломы человека, морфологических изменений в тканях не наблюдается. Диагноз пациентам в 1-ой группе ставился в основном по данным клинического осмотра. Из них 13 (9 мужчинам и 4 женщинам) было проведено исследование методом ПЦР. При этом положительные результаты были выявлены у 9 (5 мужчин и 4 женщин). Более низкий процент выявления ВПЧ методом ПЦР у мужчин, как полагает А.А Хрянин с соавторами (2009г), связано с недостаточной валидизацией тест-систем у мужчин и трудностью получения материала.
Пациентам 2-ой группы, в которую вошли женщины с субклиническими и латентными формами, с целью ранней диагностики плоскоклеточных интраэпителиальных поражений и ранних стадий рака шейки матки, использовались расширенная кольпоскопия и проба с 3% уксусной кислотой, цитологическое, патоморфологическое исследование прицельно взятых биоптатов.
При кольпоскопии у всех выявлен хронический экзоцервицит, у 5 - атипичные зоны трансформации и йод-негативные зоны, у 1 - лейкоплакия, у 1 - мозаика. По данным литературы, наиболее часто при инфицировании ВПЧ высокого онкогенного риска при кольпоскопии выявляется картина мозаики, реже - пунктации. Для инфицирования ВПЧ низкого онкогенного типа характерны уксусно-белый эпителий, немые йод–негативные зоны. Цитологический метод является наиболее распространенным в скрининговых программах по выявлению рака шейки матки. Информативность этого метода определяется несколькими факторами: уровнем подготовки цитолога, полноценным взятием мазка с использованием специальных инструментов и правильно выбранного участка. Наиболее специфичным морфологическим признаком ПВИ считается койлоцитоз, который характерен для продуктивной фазы деятельности ВПЧ. Недостатками метода являются невозможность оценки глубины и распространенности патологического процесса, а также возможность получения ложноотрицательных результатов. По нашим данным при цитологическом исследовании у 14 пациенток отклонений от нормы не наблюдалось, у 1 отмечалась тяжелая дисплазия с подозрением на малигнизацию.
Вместе с тем многочисленные исследования показали, что тест на ДНК ВПЧ обладает гораздо более высокой чувствительностью для выявления цервикальных интраэпителиальных неоплазий, чем цитологическое исследование [2]. ПЦР в режиме реального времени для определения истинной концентрации ДНК ВПЧ и концентрации клеток в образце позволяет определить принадлежность ВПЧ к филогенетической группе, прогнозировать элиминацию вируса, либо прогрессирование до дисплазии.
Результаты ПЦР диагностики, по нашим данным, были следующими: у 5 человек - вирусная нагрузка была малозначимой (менее 3 Lg на 105 клеток), риск развития дисплазии минимален, возможны спонтанные ремиссии, у 10 она была значимой (более 3 Lg на 105 клеток), риск развития дисплазии высокий.
Лечение больных папилломавирусной инфекцией проводилось в соответствии с локализацией, характером процесса (наличие или отсутствие дисплазии) и с учетом сопутствующих заболеваний. В качестве метода деструкции нами были выбраны в первой группе криодеструкция, а во второй группе – радиоволновая коагуляция, которые были направлены на удаление кондилом и атипически измененного эпителия. Однако, несмотря на наличие большого выбора локальных методов терапии, по данным различных исследователей частота рецидивов ПВИ остается высокой и составляет от 60% случаев и выше, и проявляются через 3-5 месяцев после удаления. Удаление кондиломы направлено на уничтожение видимого образования, а не на элиминацию вируса из организма, тем более что при выполнении процедуры по подготовке и проведению деструкции, возможна реинфекция окружающих поверхностей эпителия. Именно поэтому необходимо проведение комплексного лечения, включающего методы как системного, так и локального воздействия, направленных не только на удаление вегетаций, но и на укрепление противовирусной защиты организма по средствам применения противовирусной и иммуномодулирующей терапии.
Всем пациентам 1-й группы нами применялись криодеструкция и местно - противовирусный препарат «Панавир», в виде геля в тубе 30 грамм, гель наносился на местно поражения тонким слоем дважды в день. Использование геля позволило сократить срок эпителизации, отмечено уменьшение воспаление и снижение риска присоединения вторичной инфекции, которая по данным других источников обычно встречается у 15-20% пациентов после деструкции.
Во 2-ой группе, 7 пациенткам, учитывая тяжесть процесса, использовалась комбинированная терапия - радиоволновая коагуляция шейки матки, и системно назначался противовирусный препарат Панавир, 0,004% раствор для внутривенного введения по 5,0 мл через 48 часов № 3 инъекции, затем № 2 инъекции через 72 часа (курс – 5 инъекций). Остальные пациентки второй группы (8 человек), имеющие только позитивные ДНК тесты, получали иммуномодулирующую терапию (иммуномакс, ликопид, лавомакс).
После лечения деструктивными методами рецидива экзофитных образований не наблюдалось у абсолютного большинства пациентов, как в 1-й, так и 2-й группах, в 6 месячный период контроля эффективности терапии. Повторное определение вирусной нагрузки также проводилось через 6 месяцев после окончания медикаментозной терапии. Вирусная нагрузка уменьшилась у 8 пациентов, ДНК ВПЧ не обнаружено у 3, суммарная вирусная нагрузка не изменилась у 3, увеличилась у 1.
Таким образом, на основании проведенного исследования нами установлено, что в 47% ВПИ сочеталась с другими ИППП (чаще уреаплазменной и микоплазменной инфекциями). В клинической картине преобладали экзофитные формы. Использование современных методов диагностики (кольпоскопии, цитологического исследования, ПЦР), позволило выявить субклинические и латентные формы инфекции у 33% обследованных. Применение в комплексной терапии противовирусных и иммуномодулирующих препаратов позволило избежать клинических рецидивов в течение контрольного периода и снизить вирусную нагрузку у больных второй группы, которым была применена этиотропная терапия панавиром. Нежелательных побочных эффектов вследствие применения медикаментозной терапии не отмечено, что позволяет дополнить радикальный метод удаления экзофитных кондилом лекарственными препаратами.
Литература
1.Багирова М. Ш., Коршунова О. В., Кафарская Л. И., Минкина Г. А. // Журн. микробиол. - 1995. - №3. – С.113 – 116
2. Вишневский А. С., Фрадков Г. Ф., Согрина И. В. и др. // Акуш. и гинекол. – 2005. - № 5 . – С. 50-53.
3. Дубенский В. В. // Вестн. дерматол. - 2001. - № 1. – С. 51-56.
4. Минкина Г.Н ., Манухин И.Б., Франк Г.А. Предрак шейки матки . – М., 20012.
5. Минкина Г. Н., Франк Г.А., Петров Р.В. Иммунология. – М., 1982
6. Роговская С. И., Прилепская В. Н. Consilium Medicum, гинекол. – 2005. - №1
7. Allerding T. J., Jordan S. W., Boardman R. E. // Acta Cytol. – 1985. – Vol. 29. – P. 653 -660.
8. Bernard C., Mougin C., Lab M. // J. Eur.Acad. Dermatol. Venerol. – 1994 – Vol.3, N 3., - P. 237-250.
9. Critchlow C W., Koutsky L. A Genital Warts. Human Papillomavirus Infection / Ed. A. Mindel. London , 1995. – P. 53-81
10. Dillner J. // Progr.& Abstracts of International Congress STD, 12th Meeting ISSTDR, 14th Reg Meeting IUSTI. – Madrid, 1997. – P.69.
11. Handley G., Dismoke W. // J. Eur. Acad. Dermatol. Venerol. – 1996. – Vol.3. – P. 251-256.
12. Tjiong M., Out T., Van Der Vange N. et al. // Int. J . Gynecol. Cancer. – 2001. – Vol. 11 – P. 9-17
ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ
Вы можете задать вопрос в специальном разделе сайта панавир и получить развернутый ответ специалиста
Смотреть вопросы и ответы
Для врачей
Для пациентов
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ