ru | en

Горячая линия: 8 800 555-222-9 (Звонок по России бесплатный)

Клинико-иммунологические особенности хронической Эпштейна-Барр вирусной инфекции у взрослых на фоне лечения Панавиром.

Ткаченко Л.И., Санникова И.В., Демурчева С.Г. ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Под наблюдением находилось 29 человек. Хроническая Эпштейна-Барр вирусная инфекция у взрослых наблюдалась на фоне хронической патологии носоглотки, выявлены изменения в иммунном статусе у 62,0% больных. Включение в комплексное лечение препарата Панавир привело к улучшению состояния у 86,2% пациентов.

Ключевые слова: инфекционный мононуклеоз, Эпштейна—Барр вирусная инфекция, иммунный статус, Панавир.

Objective: to identify clinical features of chronic forms of Epstein-Barr virus infection in adults (СÈBVI) examin immunological status of patients before and after treatment with Panavir. Under the supervision of carrying 29 people. Chronic Epstein-Barr virus infection in adults was observed on the background of chronic diseases of the nose and throat, identified changes in decreased immunological status in 62.0% of patients. Inclusion in complex treatment of Panavir led to improvement in 86.2% of patients.

Key words: Infectious Mononucleosis, Epstein-Barr virus infection, immune status, Panavir.

УДК 616.9-053.2

Введение: Современные возможности лабораторной диагностики позволяют точнее и реальнее оценить распространенность инфекционных заболеваний. В частности герпетическая инфекция, которая характеризуется повсеместной распространенностью, поражением различных тканей и систем, а также способностью вызывать разнообразные клинические формы проявления герпеса.

Для герпесвирусной инфекции характерно пожизненная персистенция в организме и длительно рецидивирующее вторичное иммунодефицитное состояние. Оппортунистический характер течения герпетической инфекции сформировал мнение практикующих врачей, о том, что это заболевание не требует длительного пристального наблюдения и корректирующей этиотропной терапии и обычно не имеет скоротечного фатального исхода.

В результате чего патогенная роль герпетической инфекции и многообразное ее проявление вводит практикующих специалистов в заблуждение, формирующее в последствии пассивное наблюдение за состоянием пациента. В частности такая ситуация возникла с вирусом Эпштейна-Барр который известен, как инфекционный мононуклеоз характеризующийся самопроизвольным излечением.

Вирус Эпштейна-Барр, является герпесвирусом 4 типа, основной мишенью, которую он поражает - В-клеточное звено иммунной системы, также нарушает клеточный иммунный ответ и факторы врожденной резистентности (система интерферона и т.д.). Доказана взаимосвязь ВЭБ с рядом злокачественных опухолей преимущественно лимфопролиферативных заболеваний (множественные поликлональные лимфомы, лейкоплакия языка, слизистой ротовой полости, желудка, кишечника), и с аутоиммунной патологией (ревматические заболевания, красная волчанка, неспецифический язвенный колит).

В рутинной практике специалистов, к которым обращается, взрослые пациенты в основном встречается хроническая форма ЭБВИ, которая развивается в среднем у 20% лиц после острой фазы. Как известно, продолжительная персистенция вируса протекает в латентной, хронической и медленной форме. При этом в латентной форме продолжается репродукция зрелого вируса и выделение его во внешнюю среду, при хронической уже отмечается присоединение нескольких симптомов заболевания с развитием патологического процесса, а при медленной форме патологический симптомокомплекс медленно и неуклонно заканчивается летальным исходом.

Полиморфная клиника хронической активной ВЭБ инфекции часто представляет симптомы общего характера с частыми непрерывным рецидивирующим течением, что утяжеляет постановку диагноза, определение тактики ведения больного. Присоединившийся патологический процесс на стадии хронизация ВЭБ-инфекции зачастую утяжеляет подбор схемы лечения и вынуждается отказываться от стандартной этиотропной и патогенетической терапии, в результате токсичности противовирусных препаратов или наличием побочных эффектов.

Таким образом, особенность течения герпетической инфекции создает определенные трудности в терапии больных с хроническими манифестирующими формами ВЭБ-инфекции.

ХВЭБИ также характеризуется лабораторными (косвенными) признаками вирусной активности, а именно относительным и абсолютным лимфомоноцитозом, наличием атипичных мононуклеаров, реже моноцитозом и лимфопенией, в ряде случаев анемией и тромбоцитозом. При исследовании иммунного статуса у больных ХА ВЭБИ наблюдаются изменение содержания и функции специфических цитотоксических лимфоцитов, естественных киллеров, нарушение специфического гуморального ответа (дисиммуноглобулинемия, длительное отсутствие наработки иммуноглобулина G (IgG) или так называемое отсутствие сероконверсии к позднему нуклеарному антигену вируса — EBNA, что отражает несостоятельность иммунологического контроля размножения вируса [12,15] .

В этой связи нами проведено исследование, целью которого является изучение клинической эффективности, безопасности и переносимости противовирусного препарата Панавир у пациентов с хронической активной формой ВЭБ протекающей на фоне вторичного иммунодефицита, под контролем иммунологических показателей.

Цель исследования: определение безопасности, переносимости и эффективности противовирусного препарата Панавир в терапии пациентов с вторичным иммунодефицитом сопряженным с хронической активной ВЭБ-инфекцией.

Материалы и методы: Под нашим наблюдением находилось 29 человек ХЭБВИ, проходивших обследование в Ставропольском краевом клиническом диагностическом центре по поводу длительного субфебрилитета (96,5%), остальные – в связи с лимфоаденопатией. Контрольную группу составляли, практически здоровые доноры крови (n=30).

Критериями включения пациентов в исследования были: наличие лимфоидных образований орофарингеальной области, хроническая активная ВЭБ инфекция или хронический мононуклеоз нетяжелого течения; наличие положительной реакции на ДНК вирусов герпес-группы: Epstein-Barr virus (EBV), в мазках из зева, слюне, лейкоцитах периферической крови, соскобах из эрозий и язв ротовой полости методом полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Критерии исключения: наличие острых вирусных инфекций и других состояний, изменяющих параметры иммунного, интерферонового статуса, системы фагоцитов; необходимость в приеме медикаментов (по поводу основного или сопутствующего заболеваний), которые могут повлиять на показатели иммунного, интерферонового статуса и активности фагоцитов.

У 29-ти больных с хронической Эпштейна-Барр-вирусной инфекцией, в терапию включен Панавир, как монотерапия в виде 5-ти инъекций с интервалом 48 часов. Панавир был выбран как поливалентный противовирусный препарат, оказывающий иммуномодулирующее действие. Действующим веществом Панавира является биологически активный полисахарид растительного происхождения, очищенный экстракт побегов растения Solanum Tuberosum.

Характерными особенностями противовирусной активности Панавира является ингибирование синтеза вирусных белков, блокирование проникновения вируса в клетку, нарушение синтеза капсидных белков с заключительной сборкой вируса, а также повышение жизнеспособности клеток и индуцирование продукции IFN-a и IFN-y лейкоцитами.

Все больные находились под амбулаторным наблюдением.

Оценивались данные анамнеза жизни, клинического осмотра. Все больные обследованы по программе длительно лихорадящих, а также на вирусные гепатиты, ВИЧ, ЦМВИ, хламидии, микоплазмы, проведен анализ микробного пейзажа ротоглотки.

С помощью моноклональных антител исследовались показатели клеточного иммунитета: общее количество Т-лимфоцитов (CD3), некоторые субпопуляции Т-лимфоцитов (CD4, CD8,CD16), общее количество В-лимфоцитов (CD20).

Для верификации формы инфекционного процесса ЭБВ-инфекции применяли иммуноферментный метод, ПЦР.

Данные серологического обследования позволяют определить этап течения болезни.

Субпопуляции лимфоцитов исследовали с помощью моноклональных антител.

Результаты:

Анализ данных анамнеза, клиники, результатов параклинических исследований позволил выявить преобладание лиц женского пола в структуре заболевших - 55,2%. По возрастному признаку пациенты дифференцированы: от 21 до 40 лет - 62,1%, хотя встречались лица и более старшей возрастной категории: 41-50 лет - 10,4%, 51-60 лет – 13,8%.

В зимне-весенний период обратились за медицинской помощью 83,2% пациентов. Ведущими жалобами были длительный субфебрилитет (более 6 мес.), слабость, частые простудные заболевания 6-10 раз в год, першение в горле. При объективном исследовании периферическая лимфоаденопатия внепаховой локализации выявлена у 72,4%, гиперемия ротоглотки – у 34,5%, гиперплазия лимфоидных фолликулов у 24%, гепатолиенальный синдром – у 9,5%, увеличение печени у 23,8% пациентов.

Хронический тонзиллит выявлен у 34,5%, хронический ринофарингит – у 31,1%.

При анализе микробного пейзажа ротоглотки у большинства больных (62%) ХЭБВИ, выявлена условно-патогенная флора.

У 87,7% выявлена ДНК ВЭБ в слюне и у всех - реактивация ЭБВИ по данным ИФА.

Для верификации формы инфекционного процесса ЭБВ-инфекции применяли иммуноферментный метод, ПЦР. Наличие IgM, IgG в титре 1:320 и выше к вирусному капсидному антигену (VCA), ДНК вируса в сыворотке крови являлись показателями острого процесса, реактивация хронической ЭБВИ (VCA-IgM — пол., EA-IgG — пол., EBNA-IgG — пол.), ДНК ВЭБ в слюне.

При анализе иммунограмм дефекты Т-лимфоцитов и клеточно-опосредованного иммунного статуса выявлены у 62,0% больных. При иммунологическом обследовании уровень комплемента, спонтанная и стимулированная фагоцитарная активность – достоверно не отличались от показателей контрольной группы. Спонтанный и индуцированный НСТ был достоверно выше показателей контрольной группы соответственно (6±0,5%, 35±1,2% и 4,2±0,6% и 24,7±2,5%)(Р>0,01).

Абсолютное содержание Т-лимфоцитов было увеличено в 3,8 раз и составляло 9,4± 1,3 /мл (в контрольной группе 2,5± 0,5/мл) CD4лимфоциты были выше нормы в 2,3 раза и составляли 78,3± 3,3% (N – 34,2± 2,2%). CD8 напротив, уменьшались в 2,4 раза и составляли 7,5± 1,5% (N -17,2 ± 3,2%) . Отмечалось снижение абсолютного и относительного содержания В-лимфоцитов.

После проведения терапии препаратом Панавир состояние улучшилось у 86,2% пациентов (исчезновение субфебрилитета, выраженной слабости, мышечных и суставных болей), улучшение показателей иммунного статуса у 66,7%.(таблица 1). У такого же количества пациентов исчезала ДНК ВЭБ из слюны.

Таблица1. Показатели иммунного статуса больных ХЭБВИ на фоне терапии Панавиром

Показатели

Больные ХЭБВИ

Контрольная группа

До лечения (n=29).

После лечения (n=29).

(n=30).

НСТ

6,0±0,5%,* **

4,5±0,7

4,2±0,6%

НСТ ст.

35±1,2%* **

28±1,6

24,7±2,5%

CD3%

59,4± 1,3* **

45,2±1.1*

28,5± 2,5

CD4%

78,3± 3,3%* **

37,2±3,7

34,2± 2,2%

CD8%

7,5± 1,5%* **

12,4±1,3

17,2 ± 3,2%

CD4 /CD8

10,4±2,2* **

3±0,3

2,0±0,7

CD19

11,2±2,2*

14,3±3,2

18,3±3,1

ЦИК усл.ед.

87,5±5,5* **

54,2±4,1

65,2±7,5

*- достоверность различий показателей по сравнению с контрольной группой

** - достоверность различий показателей до и после лечения

Переносимость препарата Панавир была хорошей: аллергических реакций у пациентов не наблюдалось.

Выводы:

ХЭБВИ широко распространенна среди взрослого и детского населения и несет ряд скрытых угроз для пациентов. Индукция ВЭБ вторичного иммунодефицита приводит к формированию групп часто и длительно болеющих, что снижает качество жизни пациентов. Использование противовирусного препарата Панавир в комплексном лечении больных ХЭБВИ приводит не только к улучшению самочувствия пациентов, но и нормализации иммунного статуса, предотвращает неблагоприятный исход болезни. Таким образом Панавир можно рекомендовать в качестве этиотропного препарата для широкого применения в практике специалистов первичного звена у пациентов с вторичным иммунодефицитом сопряженным с хронической активной ВЭБ-инфекцией.

Литература

  1. Гурцевич В. Э., Афанасьева Т. А. Гены латентной инфекции Эпштейна-Барр (ВЭБ) и их роль в возникновении неоплазий // Русский журнал <ВИЧ/СПИД и родственные проблемы>. 1998; Т. 2, № 1: 68-75.
  2. Егорова О. Н., Балабанова Р. М., Чувиров Г. Н. Значение антител к герпетическим вирусам, определяемых у больных с ревматическими заболеваниями // Терапевтический архив. 1998. № 70(5). С. 41-45.
  3. Малашенкова И.К., Дидковский Н.А., Сарсания Ж.Ш. и др. Клинические формы хронической Эпштейна-Барр вирусной инфекции: вопросы диагностики и лечения. Лечащий врач. 2003; 9: 32-8.
  4. Малашенкова И. К., Дидковский Н. А., Говорун В. М., Ильина Е. Н., Тазулахова Э. Б., Беликова М. М., Щепеткова И. Н. К вопросу о роли вируса Эпштейна-Барр в развитии синдрома хронической усталости и иммунной дисфункции.
  5. Сарычев А.М. Особенности клинических проявлений и иммунопатогенеза хронической Эпштейна-Барр вирусной инфекции. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Симованьян Э.Н., Сизякина Л.П., Сарычев А.М., Денисенко В.Б. Хроническая Эпштейна-Барр вирусная инфекция у детей: комплексная терапия и возможности интенсификации лечения. Доктор.Ру. 2006; 2: 37-44.
  7. Christian Brander and Bruce D Walker Modulation of host immune responses by clinically relevant human DNA and RNA viruses //Current Opinion in Microbiology 2000, 3:379-386.
  8. Cruchley A. T., Williams D. M., Niedobitek G. Epstein-Barr virus: biology and disease // Oral Dis 1997 May; 3 Suppl 1: S153-S156.
  9. Glenda C. Faulkner, Andrew S. Krajewski and Dorothy H. CrawfordA The ins and outs of EBV infction // Trends in Microbiology. 2000, 8: 185-189.
  10. Jeffrey I. Cohen The biology of Epstein-Barr virus: lessons learned from the virus and the host // Current Opinion in Immunology. 1999. 11: 365-370.
  11. Kragsbjerg P. Chronic active mononucleosis // Scand. J. Infect. Dis. 1997. 29(5): 517-518.
  12. Kuwahara S., Kawada M., Uga S., Mori K. A case of cerebellar meningo-encephalitis caused by Epstein-Barr virus (EBV): usefulness of Gd-enhanced MRI for detection of the lesions // No To Shinkei. 2000. Jan. 52(1): 37-42.
  13. Lekstron-Himes J. A., Dale J. K., Kingma D. W. Periodic illness assotiated with Epstein-Barr virus infection // Clin. Infect. Dis. Jan. 22(1): 22-27.
  14. Okano M. Epstein-Barr virus infecion and its role in the expanding spectrum of human diseases // Acta Paediatr. 1998. Jan; 87(1): 11-18.
  15. Sakai Y., Ohga S., Tonegawa Y. Interferon-alpha therapy for chronic active Epstein-Barr virus infection // Leuk. Res. 1997. Oct; 21(10): 941-50.

Отзывы о Панавир, вопросы, комментарии врача

Вопросы и ответы

ЗАДАТЬ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ


Вы можете задать вопрос в специальном разделе сайта панавир и получить развернутый ответ специалиста

Награды
ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2013
Распоряжение №230-р от 20 февраля 2014г. Правительства Российской Федерации
Новости

Для врачей


Для пациентов


ПОДПИСКА НА НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ

Чтобы подписаться на новости медицины введите Ваш адрес электронной почты в поле ниже
Подробнее о подписке